Спортивные арены в Рио уже опустели, однако символы Олимпийского движения находятся под надежной защитой.

Любое использование олимпийских символов в коммерческих целях запрещено Олимпийской хартией. А все права на какие-либо олимпийские символы принадлежат исключительно Международному Олимпийскому комитету, в том числе права на их использование в коммерческих или рекламных целях. К олимпийским символам относятся: флаг (кольца), гимн, клятва, девиз, медали, олимпийский огонь и факелы, оливковая ветвь, салют, талисманы, эмблема.

Большинство стран включили в свое национальное законодательство нормы по охране олимпийских объектов/символов. Во многом это заслуга не только олимпийского движения, но и властей тех стран, которые, понимая важность Олимпийского движения и спорта в целом, приняли такие меры для того, чтобы обеспечить активный режим защиты олимпийской символики. Особенно важно принятие и соблюдение таких правовых норм в тех странах, которые непосредственно принимают Олимпийские игры.

Проведение Олимпийских игр

Такие нормы предоставляют собой основу для борьбы с паразитическим маркетингом и дают возможность регулировать рекламу, в частности, в отношении олимпийских объектов.

Для справки: Первые конкретные нормы законодательства, связанные с проведением Олимпийских игр, появились в Канаде до проведения Олимпийских игр 1976 года в Монреале.  Следующим этапом было принятие Найробского договора об охране олимпийского символа (1981 г.). К слову, Украина присоединилась к нему в декабре 1998 года. Общее же количество сторон-участниц сейчас 52.А уже начиная с Олимпийских игр в Сиднее 2000 года, все принимающие страны приняли такое законодательство. Это относится и к хозяевам следующих Олимпийских игр, таких как Пхенчхан 2018 (Корея) года и Токио 2020 (Япония).

Если говорить об олимпийских символах как о ТМ, то стоит отметить, что МОК регистрирует ТМ, в частности, посредством Мадридской системы ВОИС для международной регистрации знаков, связанных с его объектами ИС – олимпийским символом и словами “Олимпийский”, ” Олимпиада “и” Олимпийские игры”, которые являются общими для каждой новой Олимпиады),

Кроме этого, МОК также стремится защитить так называемые идентификаторы, связанные с конкретной Олимпиадой, такие как официальная эмблема этой Олимпиады и ТМ, состоящие из названия города и года проведения Олимпиады, например: “Токио 2020”:

23.08_1

Такая стратегия имеет свои основания. В 1993 году, еще перед тем, как Сидней был официально избран для проведения Олимпиады 2000 года, третья сторона предприняла попытку зарегистрировать все имена городов-кандидатов для Олимпийских игр 2000 года во многих странах, а затем угрожала партнерам МОК судебным иском за использование “Сидней 2000 “.

Поэтому для предотвращения подобных нарушений в будущем, МОК впоследствии были приняты меры по защите идентификаторов (Город + Год) задолго до того, как определенный город получит право на проведение Олимпийских игр.

К примеру, в базе ВОИС можно уже увидеть международные заявки на такие знаки, как: 23.08_21 ,23.08_22 и 23.08_23.

То же можно сказать и в отношении тех городов, которые принимали участие в борьбе за принятие Олимпийских Игр, только этим ТМ уже присвоены номер международных регистраций:

23.08_2

Но стоит обратить внимание, что регистрация подобных ТМ не всегда проходит гладко.

Некоторые судебные решения ставят под сомнение отличительный характер ТМ, состоящих из названия города и указания года, поскольку приобретение различительной способности обычно требует очень длительного использования на рынке.

Тем не менее, многочисленные Ведомства по торговым маркам по всему миру (в том числе Европейское ведомство по интеллектуальной собственности (EUIPO) согласились с позицией, что в конкретном случае, для Олимпийских игр, различительная способность может быть приобретена знаком очень быстро. Ведь учитывая исключительный интерес к Олимпиаде во всем мире и обширное освещение в СМИ выборов очередного города-хозяина игр, различительная способность у знака появляется как только объявлен результат.

Стоит обратить особое внимание на защиту прав на ТМ, которые представляют уникальные эмблемы Олимпийских Игр, символизирующие город и страну-организатора:

23.08_3

И если уже говорить об официальных эмблемах Олимпийских Игр, нельзя не упомянуть о ситуации с эмблемой Игр в Токио 2020 года, которая еще раз подчеркивает, как серьезно нужно относиться к защите прав на олимпийские символы.

После официальной презентации эмблемы Игр 2020 года, автором которой выступил дизайнер Кэндзиро Сано, оргкомитету Игр пришлось отказаться от ее использования из-за обвинений в плагиате, которые выдвинул бельгийский дизайнер Оливье Дэби, ссылаясь на то, что два года назад он придумал очень схожий логотип для театра в Льеже. Кроме того, что такой конфуз негативно отразился на репутации мероприятия, разработка нового символа потребовала дополнительных затрат. И целый год ушел на то, что утвердить новую эмблему, автором которой стал дизайнер Асао Токоро.

23.08_4

Автор: Asao Tokolo – File:2020 Summer Olympics Logo.png, Общественное достояние.

Автор: Ольга Крещенко

Перепечатка, полное или частичное копирование текста статьи, перевод, размещение статьи или ее переводов на других сайтах и иных Интернет-ресурсах, любое другое ее использование без письменного разрешения автора строго запрещены. Нарушение запрета влечет за собой ответственность согласно закону Украины «Об авторском праве и смежных правах»