tree-200795_1920

Многие информационные ресурсы, как печатные, так и те, которые существуют онлайн, сталкиваются в своей деятельности с вопросом: можно ли на законных основаниях размещать торговые марки других компаний? Такая необходимость может возникнуть, например, при составлении бизнес-рейтингов, или при написании журналистских материалов, которые касаются коммерческой деятельности. Также часто возникает потребность разместить логотипы компаний-партнеров.

Прежде всего обратимся к закону: согласно ч. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Украины основным назначением торговой марки является выделение товаров (услуг), которые предоставляются одним лицом от товаров (услуг) другого лица. В ч. 6 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (далее – Закон) перечисляются случаи, на которые не распространяется исключительное право собственника свидетельства на торговую марку запрещать её использование. К таким случаям, среди прочего, относится некоммерческое использование знака, а также использование торговой марки во всех формах сообщения новостей и комментариев новостей.

Как использовать торговые марки третьих лиц

В постановлении от 08.06.2010 г. по делу № 20/590 касательно спора о незаконном использовании торговой марки MICHELIN в доменном имени michelin.net.ua Высший хозяйственный суд Украины резонно отмечает, что для установление факта нарушения прав собственника свидетельства на знак для товаров и услуг юридическое значение имеет не сам по себе факт применения торговых марок, но и цель и сфера такого использования: в частности использование обозначения должно осуществляться в коммерческой (предпринимательской) деятельности и относительно определенных товаров и услуг.

Из этого можно сделать вывод, что если торговая марка другой компании используется информационным ресурсом без цели ведения коммерческой деятельности в сфере аналогичных или смежных товаров (услуг), для которых эта торговая марка используется/зарегистрирована своими законными владельцами, то в рамках действующего законодательства это не должно считаться нарушением прав собственника свидетельства на знак.

Что же касается использования торговых марок в журналистских материалах, стоит также отметить постановление ВХСУ от 16 апреля 2013 года (дело № 5011-12/24-2012) по иску «ПриватБанка» к редакции еженедельника «Власть Денег». В обоснование своих требований истец настаивал на том, что редакция издания «Власть Денег» незаконно использовала торговую марку «ПриватБанк» путем размещения фотографии одного из банковских отделений в качестве иллюстрации статьи. Однако ВХСУ пришел к выводу о незаконности исковых требований, на том основании, что спорная статья была комментарием к новостям, на которые распространяется действие ч. 6 ст. 16 Закона.

Беря во внимание, то, что действующее законодательство не даёт точного определения понятия «новости», можно предположить, что на любые материалы об актуальных экономических, политических и социальных событиях должно распространятся действие ч. 6 ст. 6 Закона, а значит в качестве иллюстрации таких материалов могут использоваться торговые марки третьих лиц без получения согласия их владельца.

Отдельно стоит обратить внимание, что если речь идет о размещении в информационных материалах логотипов компаний-партнеров, то нужно прежде всего изучить положения о конфиденциальности в договоре, который с таким партнером заключался. Нередко в договорах указывается, что даже сам факт заключения соглашения не подлежит разглашению. Если же такого пункта не предусмотрено, то на практике зачастую размещение логотипа партнера, как минимум, оговаривается, как максимум – на такое размещение получается письменное согласие.

Очевидно, что законодательство о торговых марках предоставляет информационным ресурсам достаточно возможностей для законного использования торговых знаков третьих лиц. Но следует также учитывать три важных момента.

Во-первых, использование торговой марки не должно нарушать конкурентное законодательство. Например, если информационный ресурс размещает информацию о сотрудничестве с компанией, с которой по факту никаких партнерских отношений не существует, это может расцениваться, как нарушение, предусмотренное ст. 15-1 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции», а именно: распространение информации, которая вводит в заблуждение. Согласно ст. 21 этого закона подобное нарушение наказывается штрафом в размере 5% от дохода (выручки) нарушителя (субъекта хозяйствования) за предыдущий календарный год. Если же размер дохода (выручки) установить невозможно, штраф налагается в размере до 10 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, что на сегодняшний день составляет 170 000 грн.

Во-вторых, стоит не упускать из внимания информационный контекст, в рамках которого фигурирует торговая марка другой компании. Если такой контекст содержит спорную, не подтверждённую информацию или же может навредить репутации лица, которому принадлежит торговая марка, это может быть чревато исками об опровержении недостоверной информации и защите чести, достоинства и деловой репутации. Способами судебной защиты прав в таком случае, по мимо опровержения недостоверной информации, может быть взыскание причиненного материального и морального ущерба.

В-третьих, оригинальные элементы торговой марки могут быть защищены авторским правом. При чем такая защита, в отличии от торговых марок, предоставляется безо всякой регистрации, а всего лишь по факту создания оригинального произведения. Основания для свободного использования произведений без согласия автора (но с обязательным указанием его имени) устанавливаются ст. 21 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах», и эти основания значительно отличаются от тех, которые изложены в ч. 6 ст. 16 Закона. При этом законодательство об авторских правах устанавливает, что за каждый факт нарушения авторских прав может быть взыскана компенсация в размере от 10 до 50 000 минимальных заработных плат (на сегодня – от 14 500 до 72 500 000 грн.).

Мы всегда рекомендуем нашим клиентам максимально осторожно относится к использованию чужих прав интеллектуальной собственности, в том числе на торговые марки. Ведь малые усилия, приложенные сегодня, могут уберечь от значительных неприятностей завтра.

Автор: Дарья Скопюк

Перепечатка, полное или частичное копирование текста статьи, перевод, размещение статьи или ее переводов на других сайтах и иных Интернет-ресурсах, любое другое ее использование без письменного разрешения автора строго запрещены. Нарушение запрета влечет за собой ответственность согласно закону Украины «Об авторском праве и смежных правах»