Интересным является вопрос правомерности использования производителями комплектующих деталей торговых марок (логотипов), принадлежащих производителям основных товаров.

Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» не содержит норм, которые регулировали бы этот вопрос. В законопроектах, направленных на имплементацию норм европейского законодательства, этот вопрос также не поднимался.

В то же время европейское законодательство уже давно ограничивает исключительное право правообладателя на торговую марку в случае ее использования третьими лицами при производстве аксессуаров и запасных частей.

Директива № 2015/2436 не запрещает использовать торговую марку в тех случаях, когда это необходимо для описания назначения товаров или услуг (Art 14(1)(c)). Но такое использование должно отвечать следующим требованиям:

–    такое использование необходимо (the use is necessary);

– такое использование осуществляется в соответсвии с “добросовестной практикой в промышленной и торговой сферах” (the use made by the third party is in accordance with honest practices in industrial or commercial matters).

Такое же положение содержалось и в более ранних Директивах ЕС о торговых марках – Директивы № 2008/95/EC 2008 года и Директивы № 89/104/EEC 1989 года.

Как определить, что использование торговой марки не выходит за рамки требований, предусмотренных в Директиве? Существуют ли критерии оценки «необходимости» и «добросовестности»?

Критерии европейской судебной практикой

Такие критерии были установлены европейской судебной практикой.

Европейский Суд Справедливости в деле № C-228/03 указал, что необходимым является такое использование торговой марки, которое составляет единственный способ сообщить потребителям понятную и полную информацию о товаре, услуге.

Например, использование логотипа или стилизованной ТМ не является единственным возможным способом сообщить потребителям о назначении товара. Европейская судебная практика исходит из того, что при необходимости указать чужой бренд, должны использоваться только словесные ТМ.

mazda
mazda1

Такая позиция содержится в судебных решениях Верховного суда Австрии от 15.12.2015 по делу № 4 Ob 211/15f и Верховного суда Польши в деле № I CSK 327/14 об использовании логотипов MAZDA на рекламных вывесках ремонтного гаража и салона авто.

Аналогичная позиция высказывалась в 2011 году Верховным судом Германии в деле № 14 I ZR 33/10 об использовании логотипов Volkswagen автомобильными сервисами.

Суды признали использование логотипов незаконным, поскольку они не являются единственным способом сообщить потребителям о предоставляемых услугах.  Суды посчитали, что для этого потребителям достаточно сообщить словесное обозначение торговой марки.

Требование использовать товарный знак в соответствие с «добросовестной практикой в промышленной и торговой сферах» означает обязанность лица, использующего торговую марку,  учитывать законные интересы правообладателя.

–  ТМ используется таким образом, чтобы создать впечатление о коммерческой связи между третьим лицом и собственником ТМ;

– использование влияет на ценность ТМ, недобросовестно пользуясь преимуществом отличительного характера или репутацией ТМ;

– использование ТМ влечет за собой дискредитацию или очернение этой ТМ;

– когда третье лицо представляет свой продукт в качестве имитации или копии оригинального товара под ТМ которого он продается.

В Российской Федерации в 2009 г. было судебное дело, когда таможня остановила запчасти с черно-белой простой надписью на коробках «LADA NIVA/CLASSIK2101-2107,2121 (LADA VAZ 2110-2112/8,16 valve), (CHEVY NIVA) Сцепление в сборе MANUFACTURER MA – RA MAKINA PARKALARI, ENDUSTRISI A.S. Made in Turkey». При этом запчасти были промаркированы собственной цветной и оригинальной ТМ «KRAFTTECH KUPPLUNGEN».

Использование стандартного шрифта, а не логотипов известных брендов помогло производителю запчастей доказать, что обозначения «LADA NIVA» и «CHEVY NIVA» носят исключительно информационный характер относительно технического применения товара (Постановление от 09.11.2009 №А40-57946/2008. По делу А40-57946/2008).

В Законе Украины «О защите прав потребителей» закреплены критерии «необходимости» и «добросовестности» указания информации на товаре. В ч. 1 ст. 15 этого закона предусмотрена обязанность указывать на товаре информацию о названии товара, изображении торговой марки, под которой товар реализуется, данные о свойствах товара и особенностях его использования.

Невозможно без указания обозначения чужого бренда дать потребителю информацию о том, к какому именно товару подходят определенные комплектующие детали стороннего производителя.

В то же время размещение на товаре чужой ТМ в логотипе и фирменной раскраске, крупным размером, превосходящим логотип продавца запчастей, может рассматриваться как недобросовестная конкуренция и попытка ввести потребителя в заблуждение.

Если у производителей запчастей и аксессуаров есть необходимость указать на упаковке изображение чужого бренда и информацию о модели чужого товара, во избежание нарушения прав интеллектуальной собственности и выполняя закона о защите прав потребителей, считаем возможным указывать словесное обозначение такого бренда в черно-белом цвете, по размеру намного меньше, чем собственная ТМ. Можно также сделать приписку: «Совместимо с такой-то моделью такого-то производителя».

Автор: Анастасия Радомская

Перепечатка, полное или частичное копирование текста статьи, перевод, размещение статьи или ее переводов на других сайтах и иных Интернет-ресурсах, любое другое ее использование без письменного разрешения автора строго запрещены. Нарушение запрета влечет за собой ответственность согласно закону Украины «Об авторском праве и смежных правах»