Насколько важна защита упаковки? Что такое промышленные образцы? Какова их роль в продвижении товара?

Когда производитель планирует выводить на рынок новый товар, одна из задач, которую ему следует решить: в каком виде потребитель увидит эту новинку. Будет ли выбранный внешний вид настолько привлекателен, что потребитель возьмет товар с полки супермаркета или же добавит в корзину интернет-магазина?

Конечно, упаковка товара выполняет не только рекламные и информационные, но и защитные функции, а также просто дает возможность собирать в нужных объемах и форме продукты (жидкие, сыпучие), которые без упаковки неудобно транспортировать. Но для продвижения товара на рынке самой важной функцией, которую выполняет упаковка, остается реклама продукции, а также самой компании-производителя.

На придание товару привлекательности с помощью упаковки компании тратят значительные суммы, и в связи с этим остро встает вопрос, как же сделать так, чтобы другие участники рынка не воспользовались вашей оригинальной идеей.

Монопольное право на использование упаковки определенного вида можно получить, зарегистрировав ее как промышленный образец. В определении промышленного образца указано, что это – результат творчества в области художественного конструирования, дизайна. Хотя декоративная сторона промышленного образца может быть выражена в определенной форме, структуре, цвете и их сочетании, в отличие от таких объектов авторского права, как скульптура или рисунок, которые уникальны по своей природе, конструкция промышленного образца (в том числе и упаковки) должна быть такой, чтобы ее можно было воспроизвести промышленным способом неограниченное количество раз. Промышленные образцы могут охранять только внешние, видимые в готовом изделии черты, а не описывать природу, функцию и способы применения изделия.

Объем правовой охраны, которая предоставляется промышленному образцу, будет определен всеми существенными признаками на изображении изделия, которые будут указаны в заявке на получение патента. Если отдельный элемент общего изображения влияет на формирование внешнего вида изделия, то он относится к существенным.

Для того чтобы внешний вид изделия был зарегистрирован как промышленный образец, он не должен противоречить общественному порядку, принципам гуманности и морали, и должен быть новым. Обращаю внимание на тот факт, что при регистрации промышленного образца принимается во внимание мировая новизна. Это значит, что все те признаки, которые формируют внешний вид изделия, в своей совокупности не должны были стать общеизвестными на дату подачи заявки. В некоторых странах, в том числе и в Украине, существует льготный период, в течение которого раскрытие информации не несет за собой утрату мировой новизны. В Украине он составляет 6 мес.

Как и в большинстве стран, отечественный процесс регистрации промышленного образца включает только экспертизу по формальным признакам (к примеру, правильно ли составлена заявка, соответствует ли описание изделия представленному изображению). Вся ответственность относительно новизны лежит на заявителе. Такое лояльное отношение к заявителю, конечно же, упрощает процедуру регистрации, но чтобы не зря потратить деньги и время, стоит перед подачей заявки провести предварительный поиск. Это необходимо, чтобы понимать, нет ли чего-то подобного у иных производителей, и в будущем избежать претензий со стороны третьих лиц.  Ведь если такое заинтересованное лицо в суде докажет, что зарегистрированное изделие по внешнему своему виду не ново, патент на промышленный образец могут признать недействительным в судебном порядке.

Поскольку объем прав определяется совокупностью деталей (существенных признаков), которые представлены на изображении промышленного образца, при подаче заявки стоит убрать с фотографий, рисунков, чертежей всю лишнюю информацию, которая может ограничить объем прав. Если речь идет об упаковке, то в таком случае в качестве «лишней информации» могут выступать рекламные слоганы и логотипы, которые стоит защитить в качестве ТМ, штрих-коды, информация о производителе, инструкция по использованию. И очень важно, чтобы на представленных изображениях хорошо просматривались все элементы упаковкикак, например, указано на рисунке 1 и рисунке 2:

Рис.1

1

Рис.2
2

Если упаковка по своей форме одинакова, но для каждого продукта из общей линейки она будет отличаться по цветовому решению, то в таком случае каждую цветовую комбинацию стоит регистрировать как вариант промышленного образца (рисунок 3):

3

Рис.3

Если же, кроме цвета, отличительной чертой промышленного образца является рисунок, нанесенный на упаковку, то в заявке это тоже стоит указать в качестве вариантов (рисунок 4):

4

Рис.4

Также советую регистрировать упаковку как в цветном, так и в черно-белом варианте – , для получения более полной охраны:

5

Рис. 5

Поскольку:

1) если получить охрану в черно-белом варианте, а кто-либо начнет использовать упаковку в другом цвете, но с той же картинкой короны (Рис.5), то это будет считаться нарушением патента.

2) если получить охрану в цвете, а кто-то начнет использовать упаковку, похожую своим цветовым решением на уже зарегистрированную, но со слегка измененной картинкой, то в таком случае наличие патента также поможет доказать нарушение прав.

Соблюдая эти основные правила, можно получить хорошую охрану для внешнего вида товара на весь срок охраны промышленного образца (на сегодняшний день – это 15 лет) и дать отпор всем любителям пользоваться чужими идеями без разрешения.

Forbes Украина

http://forbes.ua/explain/accounting_and_law/1396972-kak-zashchitit-upakovku-tovara-ot-plagiata

26 июня 2015 г.

Автор: Ольга Крещенко

Перепечатка, полное или частичное копирование текста статьи, перевод, размещение статьи или ее переводов на других сайтах и иных интернет-ресурсах, любое другое ее использование без письменного разрешения автора строго запрещены! Нарушение запрета влечет за собой ответственность согласно Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах»