Популярность названий некоторых товаров или услуг иногда приводит производителей к стремлению установить монополию на их использование путём регистрации торговой марки для запрета другим лицам использовать по сути описательное название товара/услуги.
Вместе с тем, участники судебных дел, приведённых в пример ниже, решили защищаться от агрессивных действий путём нападения.

Участники судебных дел

1. Дело 910/28726/14 о прекращении свидетельства №109692 от 27.07.2009 года на торговую марку «Тамянка».
Истец (ООО «Сандора») и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, производят разную винную продукцию, содержащую в своём названии обозначение «тамянка».
28.05.2014 года ООО «Сандора» получило предупредительное письмо от ЧАО «Алеф-Виналь», о запрете использования любого обозначения, включающего словесную торговую марку «Тамянка».
С целью защиты своих прав ООО «Сандора» обратилось в суд с требованием прекратить действие свидетельства №109692 от 27.07.2009 года. Истец посчитал неправомерной монополизацию права на использование словесного знака «Тамянка», поскольку товары с аналогичным названием производят ряд других лиц в Украине, а в 33 и 35 классах МКТП разными производителями зарегистрировано 44 (!) торговых марки.

Кроме того, слово «тамянка» используется для обозначения:
• сорта винограда, а именно ценного технического сорта винограда среднего периода созревания, распространенного, том числе, на территории Украины, что подтверждается источниками: «Энциклопедия виноградарства» 1986 года, «Справочник по виноделию» 1985 года;
• определенного вида вина, что подтверждается, в частности, техническими инструкциями 2001 и 2009 годов.

Суд вынес решение о прекращении действия свидетельства, в связи с превращением знака в общеупотребимое обозначение товаров определенного вида. Решение оставлено без изменений судами апелляционной и кассационной инстанции.

2. Право на использование обозначения «селянське» относительно масла оспаривалось в деле 760/12869/14-ц.
Ответчики владели несколькими торговыми марками «Селянське» (словесные и комбинированные), первая из которых зарегистрирована в 2005 году, в том числе, для производства сливочного масла. Кроме того, решением Апелляционной палаты один из знаков признан хорошо известным в Украине на дату 03.04.2012 год. Причиной возникновения спора стала подача собственниками спорных знаков «Селянське» в 2014 году иска к ООО «Терра-Фуд». Ссылаясь на принадлежащие им права на торговые марки, они требовали, среди прочего, установить факт нарушения прав интеллектуальной собственности, а также запретить использование обозначения «Селянське» в комбинированном знаке ООО «Терра-Фуд».

В свою очередь, ООО «Терра-Фуд» в другом судебном процессе подало иск о признании спорных знаков общеупотребимыми.

Истец ссылался на пп.3.1.8 ДСТУ 4399:2005 «Масло сливочное. Технические условия», где дается определение понятия «вершкове масло селянське» как «группа сливочного масла с массовой долей жира от 72,5% до 79,9%». «Терра-Фуд» является производителем сливочного масла, соответствующее название «Селянське» которого приводится на упаковке товара, на указанный товар распространяется действие ДСТУ 4399:2005, что также отмечается на упаковках. Возникает закономерный вопрос: почему ООО «Терра-Фуд» не может использовать в своём знаке обозначение, которое указывает на разновидность производимого товара? Реестр свидетельств на знаки для товаров и услуг содержит информацию и о других производителях молочных продуктов, содержащих обозначение «селянське». Указанные выше факты и стали основанием для утверждения, что словесные торговые марки «Селянське» утратили способность отличать товары разных производителей.

Суд первой инстанции согласился с доводами ООО «Терра-Фуд» и удовлетворил иск полностью.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части:

  • прекращения действия свидетельств комбинированных торговых марок (с обозначением в изобразительной части клетчатого узора и сельского пейзажа);
  • признания недействительным решения Апелляционной палаты относительно признания комбинированного знака «Селянське» хорошо известным. Суд отметил, что признание недействительным частично решения о хорошо известном знаке нарушает принципы правовой охраны хорошо известных знаков.

Таким образом ООО «Терра-Фуд» отстояло право производителей использовать общеупотребимое обозначение «Селянське» на масле, несмотря на попытку ответчика противостоять этому. В обоих случаях суды отказали в применении последствий пропуска срока исковой давности, подчеркнув, что истечение срока начинается с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов (в данном случае – получение претензии, иска), а не с даты публикации сведений о регистрации торговой марки. Как видим, агрессивное поведение участников рынка в стремлении монополизировать названия родовых или описательных обозначений товаров встретило достойный отпор конкурентов.

Автор: Наталья Стукан

Перепечатка, полное или частичное копирование текста статьи, перевод, размещение статьи или ее переводов на других сайтах и иных Интернет-ресурсах, любое другое ее использование без письменного разрешения автора строго запрещены. Нарушение запрета влечет за собой ответственность согласно закону Украины «Об авторском праве и смежных правах»