Thermos

В 1892 году в результате исследований в области криогеники шотландским ученым сэром Джеймсом Дьюара была разработана и изобретена вакуумная колба, которая называется также колбой Дьюара.

Колба Дьюара была быстро коммерциализирована, когда два немецких стеклодувы, Рейнхольд Бургер и Альберт Ашенбренерн, в 1904 году поняли, что колбу можно использовать для сохранения температуры напитков. Конструкция колбы Дьюара никогда не была запатентована, однако немецкие предприниматели использовали другое название – «Термос», которую впоследствии зарегистрировали, как торговую марку. Джеймс Дьюар не смог защитить свои права на изобретение.

После этого, технология была продана компании Thermos, которая использовала ее для массового производства вакуумных колб для домашнего использования.

Производство и производительность бутылки «Thermos» значительно улучшились и усовершенствовались венским изобретателем и предпринимателем Густавом Робертом Пааленом. Он разрабатывал различные типы для бытового использования, которые он также запатентовал и широко распространил через компанию Thermos Bottle в США и Канаде.

Название позже стало обобщающим после того, как термин «термос» стал родовым понятием для такой вакуумной колбы. Обозначение «Thermos» остается зарегистрированной торговой маркой в некоторых странах, однако в большинстве стран обозначения превратилось в общеупотребительное. В Соединенных Штатах в 1963 году, в судебном порядке торговая марка «Thermos» была признана общеупотребительной для вакуумных колб в целом.

Yo-Yo

Первый патент в Соединенных Штатах на игрушку был выдан Джеймсу Л. Хейвену и Чарльзу Хеттриху в 1866 году (патент США 59745) под названием whirligig. Популярная игрушка получила свое название в честь Yo-Yo Manufacturing Company (основана в 1928 году). Однако в 1965 году суд США вынес решение в пользу компании Royal Tops Company, признав торговую марку «Yo-Yo» общеупотребительным обозначением. В результате расходы, понесенные в связи с судебной волокитой, а также другие финансовые трудности привели к продаже компании и связанных с ней объектов интеллектуальной собственности в 1968.

ESCALATOR

В 1900 году Чарльз Зебергер (Otis Elevator) получил охранные документы на торговую марку «ESCALATOR». Конкуренты и производители эскалаторов были вынуждены называть свою продукцию моторные или электрические лестницы. Все изменилось в 1950 году из-за судебного дела Haughton Elevator Co v Seeberger. Судья постановил, что это обозначение стало общеупотребительным по неосторожности Otis Elevator. Компания использовала в рекламе слово «escalator» наряду с родовым термином «elevator», а также использовала обозначение «Escalator» в отличие от заявленного в заявке «ESCALATOR».

Cellophane

В Великобритании и во многих других странах «Cellophane» является зарегистрированной торговой маркой и собственностью компании Futamura Chemical UK Ltd, базирующейся в городе Вигтон, Камбрия, Великобритания. В США и некоторых других странах «Cellophane» стал общеупотребительным обозначением, и часто используется неофициально для обозначения широкого спектра изделий из полиэтиленовой пленки, даже тех, которые не изготовлены из целлюлозы, таких как пластиковые пленки.

Тамянка

В Украине примером превращения торговой марки в общеупотребительное обозначение является превращение знака «Тамянка».

Решением хозяйственного суда Киева от 11.04.2016 г.. по делу № 910/28726/14 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Сандора» (далее – ООО «Сандора») приостановлено действие свидетельства Украины № 109692 на товарный знак «Тамянка», владельцем которого было частное акционерное общество «Алеф-Виналь»(далее – ОАО «Алеф-Виналь»), в связи с преобразованием знака в обозначение, стало общеупотребительным после подачи заявки.

ООО «Сандора» является владельцем свидетельства Украины №75194 на знак для товаров и услуг «Праздничная КОЛЛЕКЦИЯ Тамянка» (словесный), дата подачи заявки – 07.02.2007 г.. Ответчик владел правами на свидетельство Украины №109692 на товарный знак «Тамянка» (заявка от 05.05.2006).

Суд пришел к выводу, что слово «Тамянка» используется не только ответчиком, а также используется для обозначения:

– сорта винограда;

– определенного вида вина, что подтверждается, в частности, технологическими инструкциями;

– маркировки товара, а именно бутылок и других упаковок вина различными независимыми друг от друга производителями (о неоднократности использования свидетельствует, в частности информация о том, что в период с 2010 по 2014 годы только истцом было произведено и реализовано 3946481 литров вина «Праздничная Коллекция Тамянка»).

Итак, судом было принято решение, что товарный знак «Тамянка» стал общеупотребительным обозначением после даты подачи ответчиком заявки на его регистрацию.

Киевский апелляционный хозяйственный суд и Высший хозяйственный суд Украины оставили решение хозяйственного суда Киева без изменений.

Сейчас, такие торговые марки как: SCOTCH®, XEROX®, JEEP® и KLEENEX® находятся на пути превращения в общеупотребительное обозначение. В связи с этим, правообладатели проводят агрессивную рекламную кампанию для того чтобы эти торговые марки не стали общеупотребительными.

Примерами таких рекламных кампаний являются:

Xerox Corp.’s: «Вы не можете ксерить ксерокс на ксероксе. Но мы не против, если вы будете делать копию на копировальном устройстве Xerox®».

Chrysler LLC’s: «Они придумали слово «внедорожник», потому что не могут называть их Jeep®».

Kimberly-Clark Corp.’s: «Kleenex» – это торговая марка … и всегда сопровождается символом ® и словом «ткань». [Kleenex® Brand Tissue] Помогите нам сохранить нашу идентичность ».

Для того, чтобы сохранить торговую марку от превращения в общеупотребительное обозначение правообладатель должен:

1.Соблюдать следующие правила использования торговой марки:

– использовать торговую марку вместе с родовым понятием.

– торговая марка не должна отождествляться с родовым понятием товара.

– торговая марка должна использоваться таким образом, чтобы она отличалась от текста, который размещается у нее, используя отличительный шрифт или заглавную первую букву торговой марки и тому подобное.

– после торговой марки должен быть размещен символ охраны «®» (R в круге) или «ТМ».

– торговая марка не может сокращаться, склоняться, превращаться в глагол или причастие, использоваться как сленговое понятие или любым другим образом меняться.

2.Запрещать неправомерное использование торговой марки третьими лицами;

3.Проводить ознакомление общественности с правилами использования торговой марки.

4.Контролировать правильное использование торговой марки третьими лицами.

Автор: Богдан Кучай

Перепечатка, полное или частичное копирование текста статьи, перевод, размещение статьи или ее переводов на других сайтах и иных Интернет-ресурсах, любое другое ее использование без письменного разрешения автора строго запрещены. Нарушение запрета влечет за собой ответственность согласно закону Украины «Об авторском праве и смежных правах»