СЫГРАТЬ НА ИС

«Монетизировать свои права на интеллектуальную собственность можно, только надежно защитив их», — убеждены управляющий партнер ПЮА «Синергия» Виктория Остапчук и партнер Анна Кравчук

Виктория ОСТАПЧУК (слева) и Анна КРАВЧУК: «Мы воспитываем сознательность по отношению к правам интеллектуальной собственности у своих клиентов, коллег и бизнеса в целом»

Реформирование сферы интеллектуальной собственности (ИС, IP) в Украине проходит медленнее, чем ожидалось. Все еще не создан новый национальный орган по делам интеллектуальной собственности, не сформирован Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности. О тенденциях защиты «интеллектуальных» прав в нынешних реалиях и о будущих перспективах мы говорили с управляющим партнером патентно-юридического агентства (ПЮА) «Синергия», патентным поверенным Украины, адвокатом Викторией Остапчук и партнером ПЮА «Синергия», патентным поверенным Украины, адвокатом Анной Кравчук.

— Наблюдаете ли вы позитивные изменения в украинском обществе относительно прав интеллектуальной собственности?

Анна Кравчук (А.К.): Да, конечно. В Украине общество все больше приходит к пониманию, что наибольшую ценность на мировом рынке сейчас составляют именно права на интеллектуальную собственность — на инновации, технологии, бренды, произведения развлекательной сферы (игры, кино, музыкальные произведения). С осознанием того, что монетизировать свои права на интеллектуальную собственность можно, только надежно защитив их, украинский бизнес стал более бережно к ним относиться и защищать заранее — регистрировать объекты ИС, заключать необходимые договоры об использовании прав и т.п.

Наша компания одной из функций своей деятельности уже давно выбрала просветительскую. Во время каждого нашего выступления, семинара мы стараемся прежде всего донести идею важности интеллектуальной собственности, независимо от вида деятельности бизнеса. Мы воспитываем сознательность по отношению к правам ИС у своих клиентов, коллег и бизнеса в целом.

Виктория Остапчук (В.О.): Тревожит только то, что государственная политика в данной сфере не всегда этому способствует. В частности, в связи с резким существенным повышением в июле этого года размера государственных сборов за регистрацию объектов интеллектуальной собственности мы опасаемся, что бизнес станет меньше регистрировать свои права, и это отразится на ситуации в целом.

— Если говорить особенностях защиты прав на торговые марки (ТМ) при выходе на рынки других стран, какая система регистрации бренда более предпочтительна?

В.О.: В данном случае все зависит от целей. Для начала необходимо определить, на территорию каких стран планируется расширение бизнеса.

Существуют три возможные процедуры для регистрации бренда в других странах: национальная, региональная и международная (Мадридская система).

Если целью является защита в одном иностранном государстве, есть желание получить ее максимально быстро, и стоимость решения вопроса не становится ключевым критерием, тогда подойдет национальная процедура регистрации. При такой процедуре заявка подается напрямую в ведомство выбранной страны, но требует привлечения иностранных патентных поверенных и, соответственно, дополнительных затрат. Национальная процедура регистрации также может быть единственным возможным способом защитить свой бренд в стране, которая не использует Мадридскую систему или одну из региональных.

Если цель — обеспечить защиту в двух и более странах, то в таком случае стоит уже смотреть в сторону выбора региональной или международной процедуры.

Региональные процедуры — это системы регистрации ТМ ЕС, Бенилюкса, Африканской региональной организации интеллектуальной собственности (ARIPO), Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI).

Наиболее популярна, конечно, система регистрации в ЕС. Она простая, выгодная, быстрая и позволяет получить охрану знака сразу в 28 странах ЕС. Но при подаче такой заявки необходимо быть уверенным в ее охраноспособности. В случае если после публикации информации о заявке третье лицо хотя бы из одной страны ЕС подаст возражение против регистрации знака и такое возражение не удастся отклонить, в регистрации торговой марки будет отказано во всех странах ЕС. Это необходимо учитывать.

Ставя перед собой цель медленно, но уверенно охватить больше, чем полмира, следует выбрать Мадридскую систему. Сегодня ее используют 106 членов Специального союза по международной регистрации знаков (122 страны). Привлекательной ее делают упрощенная процедура подачи заявки через украинское патентное ведомство в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), простое делопроизводство, экономия на привлечении иностранного патентного поверенного (по крайней мере на этапе подачи), независимость решений о предоставлении охраны в каждой заявленной стране. В то же время при международной процедуре регистрации следует смириться с длительным сроком регистрации (15–24 месяца).

— Насколько украинские компании активны в защите своих IP-прав за рубежом? Подделывают ли наши ТМ?

В.О.: Судя по нашему опыту — достаточно активны. Компании стараются защищать свои бренды в странах, которые для них интересны. По статистике наших подач, наиболее популярными являются США, ЕС, Китай. Но защищают ТМ не только в этих странах, но и практически по всему миру. Без зарегистрированной торговой марки невозможно бороться с копированием и подделками.

К защите за рубежом стимулирует бизнес именно то, что наши ТМ довольно часто становятся жертвами бренд-сквоттинга. И в нашей практике неоднократно были такие споры. Их можно условно разделить на две категории: первая — когда копирование ТМ стало совпадением, вторая — когда намеренно дистрибьюторы или партнеры, с которыми не сложилось сотрудничество, регистрируют ТМ на себя. Вторая категория часто более болезненная для клиента, поскольку такие недобросовестные партнеры после требуют либо высокую цену за продажу ТМ, либо высокий процент от дохода за использование ТМ.

— «Доменные войны» и защита прав на ТМ в сети интернет. Есть ли действенные методы борьбы с брендовым киберсквоттингом?

А.К.: Главный метод борьбы — прекратить нарушение. Это можно сделать как в досудебном, так и в судебном порядке. С недавних пор в отношении доменов в зоне .UA стало доступно рассмотрение споров в арбитражном порядке согласно Единой политике решения доменных споров ВОИС (UDRP). Процедура применима только для приватных доменных имен второго уровня в зоне .UA. Но в ближайшее время мы ожидаем расширения процедуры и на домены третьего уровня.

Главным преимуществом такой процедуры является короткий срок рассмотрения (всего два месяца). Уже есть первое решение в отношении доменного имени в пользу заявителя. Но, несмотря на удобство данной процедуры, важно помнить, что решение арбитража может быть оспорено в местном суде.

Споры относительно доменных имен в других доменных зонах пока можно решать только в судебном порядке. Поскольку иски данной категории зачастую рассматривают суды общей юрисдикции, процесс может длиться не меньше года только в первой инстанции.

В нашей практике часто удается решать споры мирным путем. Грамотно составленная претензия и хорошая переговорная позиция позволяют сэкономить много времени, денег и нервов. Важно донести до нарушителя, что право на стороне правообладателя и при проигрыше все судебные издержки лягут на плечи сквоттера. А если добавить к претензии небольшую поблажку со стороны правообладателя, то это увеличит шансы к быстрому разрешению. Например, одному из наших клиентов удалось добиться передачи доменного имени в зоне .UA, предоставив нарушителю период для переадресации со спорного домена на новый домен, чтобы ему было менее болезненно переходить на новый адрес.

Тем не менее при любой процедуре решения спора главное для правообладателя — это наличие законных прав на торговую марку и добросовестное ее использование. Остальное — дело техники.

— Какие изменения нас ожидают в сфере борьбы с контрафактным товаром? Будет ли отменен таможенный реестр?

А.К.: Нет, отмена таможенного реестра не планируется. Но возможны изменения в Таможенном кодексе Украины. Сейчас идет активная работа над законопроектом № 1230 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины», в которой я также принимаю участие.

Скорее всего, изменится определение контрафактного товара. Таможня будет больше сосредоточена на работе с контрафактом, а не на приостановлении таможенного оформления оригинальных товаров. После принятия законопроекта изменится форма заявления о внесении сведений в Таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности (таможенный реестр). По новой процедуре оригинальные товары должны будут пропускаться без проволочек, и в связи с этим правообладатели обязаны четко указывать критерии оригинальных и контрафактных товаров. Правообладателям и их представителям предстоит много работы по внесению объектов ИС в таможенный реестр заново.

Также будет предусмотрена процедура уничтожения контрафактных товаров при молчаливом согласии собственника товара, когда в случае приостановления таможенного оформления товара собственник не предоставляет возражения, что товар не является контрафактным.

Дополнительно появится процедура упрощенного уничтожения малых партий товара (не более трех единиц или до двух килограммов), которые пересылаются посредством международных почтовых и экспресс-отправлений.

Полезные модели, которые часто были предметом патентного троллинга в таможенном реестре, согласно новому проекту будут исключены.

Беседовал Олесь ЕВТЕЕВ, «Юридическая практика»