+38(044) 331-6546 kievstar +38(096) 801-3720 vodafone +38(050) 832-4411

Как McDonald’s “BIG MAC” потерял

Торговая марка BIG MAC — одна из самых известных названий бургеров сети фастфудов McDonald’s — была атакована в ЕС компанией Supermac’s, ирландской сетью быстрого питания, на основании неиспользования в течение 5-летнего срока. Cancellation Division of the EUIPO 11 января этого года вынес решение об аннулировании торговой марки на основании неиспользования.

McDonald’s не смог доказать, что торговая марка BIG MAC реально использовалась в коммерческой деятельности (genuine use), хотя в подтверждение такого использования было предоставлено следующие доказательства:
— аффидевит (письменные показания) от представителей гиганта в Германии, Франции и Великобритании, в которых было указано о значительных продажах Биг Мака за период с 2011 по 2016 годы;
— распечатки рекламных плакатов и брошюр, упаковки для бутербродов;
— распечатки из разных европейских сайтов McDonald’s;
— распечатка веб-строницы с Википедии со статьей о BIG MAC.
С первого взгляда кажется, что доказательства уверенно свидетельствуют об использовании торговой марки BIG MAC на территории ЕС.

Однако EUIPO отметил, что указанных доказательств недостаточно для установления реального использования ТМ, и вот почему:

— относительно 3-х аффидевитов были указаны следующие замечания:
(1) они подписаны представителями/работниками владельца ТМ и могут быть допустимым доказательством, но имеют меньший вес по сравнению с независимыми доказательствами, поскольку предоставляются заинтересованными лицами.
(2) доказательная ценность показаний в аффидевите зависит от того, подтверждаются они другими видами доказательств или доказательствами из независимых источников.

— относительно распечаток с сайтов установлено следующее:
(1) они действительно относятся к соответствующему периоду и территории некоторых стран ЕС по использованию ТМ для бутербродов, но владелец не доказал уровень использования своего знака;
(2) обычного размещения торговой марки на сайте недостаточно для подтверждения реального использования, если на сайте не указано место, время и уровень (объем) использования ТМ, или если такая информация не предоставлена ​​иным образом;
(3) невозможно установить с распечаток, можно ли заказать товар на сайте и количество заказанного (проданного) товара;
(4) ценность интернет-распечаток может быть усилена информацией об интернет-трафике, количестве запросов к веб-страницы за определенный период, информацией о заказе товаров на сайте с определенной территории за определенный период.

Известно, что вся эта информация может быть предоставлена как минимум с данных Google Analitics.

— относительно упаковочных материалов и брошюр указано следующее:
(1) не предоставлено никакой информации по объемам распространения материалов, кому они были предложены и привели ли они к каким-либо потенциальным или фактическим продажам;
(2) независимыми доказательствами не подтверждены данные о предложении и продаже товаров, для которых зарегистрирована ТМ.

— относительно распечатки с Википедии подмечено следующее:
(1) записи с Википедии не могут считаться надлежащим источником информации, так как они могут быть изменены пользователями.

Как видим, для спасения торговой марки в ЕС от non-use атаки мало нотариальных свидетельств и распечаток маркетинговых материалов и веб-страниц.
Владельцы торговых марок должны помнить следующую формулу по доказыванию использования ТМ в ЕС (и в Украине должна действовать такая формула): «При оценке того, является ли использование торговой марки реальным (настоящим), необходимо учитывать все факты и обстоятельства, имеющие отношение к установлению, является коммерческое использование оправданным в соответствующем экономическом секторе для сохранения или создания доли рынка для товаров или услуг, защищенных знаком. Доказательства использования должны определять место, время, уровень и характер использования торговой марки, которая оспаривается, в отношении товаров и услуг, для которых она зарегистрирован».

Автор: Анна Кравчук

Перепечатка, полное или частичное копирование текста статьи, перевод, размещение статьи или ее переводов на других сайтах и иных Интернет-ресурсах, любое другое ее использование без письменного разрешения автора строго запрещены. Нарушение запрета влечет за собой ответственность согласно закону Украины «Об авторском праве и смежных правах»